Киберпанк

XAKER

Well-known member
High Tech, Low Life. «Высокие технологии, хреновая жизнь» — именно так в далеких 80-х охарктеризовал киберпанк редактор Гарднер Дозуа, рецензировавший Уильяма Гибсона, будущего классика жанра


Посмотреть вложение 105


В 1980 году писатель Брюс Бетке выпустил рассказ «Киберпанк», где речь шла о хакере с панковской прической. К киберпанку в нынешнем его понимании данное произведение не имело никакого отношения, но слово очень понравилось Дозуа и было использовано им в рецензии на произведения Уильяма Гибсона. Название жанра прижилось.

Киберпанк, будто бы соответствуя своей бунтарской натуре, сложно помещается в рамки какого-то строгого и простого определения. В книгах Гибсона стремительный технологический прогресс почти приводит человеческое общество к анархии — когда технологии дают видимое могущество слишком многим, а традиционные институты власти уже не могут контролировать ситуацию. А вот кинотрилогия «Матрица» рисует совершенно другую картину — в ней люди находятся под жесткой тиранией машин, причем большинство даже не знает этого.

Тем не менее, некоторые общие черты можно выделить. Действие киберпанка происходит в относительно недалеком будущем, в мире, где стремительный технологический прогресс привел к радикальным изменениям в обществе. Транснациональные корпорации получают власть куда большую, чем у обычных правительств. Глобальная сеть превращает информацию (а также умение ее добывать) в одну из самых ценных валют. Распространены чипы или импланты, которые вставляют во все подряд части тела. Новые технологии дают людям дополнительные возможности — но они же становятся и причиной раскола в обществе. Люди в большинстве киберпанковских произведений — грязь, мусор, расходный материал.

Первым серьезным литературным произведением в жанре стал опубликованный в 1984 году роман Гибсона «Нейромант», который положил начало целой серии книг. В 80-х жанр стал стремительно набирать популярность на волне интереса к начавшей развиваться глобальной сети. Пришли такие знаменитые писатели, как Брюс Стерлинг и Руди Рюкер. В 90-х киберпанк проник и в Россию — особенно хочется отметить трилогию Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений», «Фальшивые зеркала» и «Прозрачные витражи».

В кинематограф киберпанк пришел параллельно литературе. В 1982 году появились два фильма — «Трон» и «Бегущий по лезвию», которые по всем признакам являются представителями киберпанка. Дальше были «Газонокосильщик», «Джонни-мнемоник», «Нирвана» и, разумеется, великолепная кинотрилогия братьев Вачовски «Матрица».

В компьютерных играх стоит отметить такие знаменитые проекты 90-х, как Flashback (1992), Syndicate (1993) и Beneath a Steel Sky (1994), а также, разумеется, серию Deus Ex (2000), Deus Ex: Invisible War (2003) и Deus Ex: Human Revolution, которая по проработке сюжета не уступает лучшим литературным произведениям жанра. Сейчас также ведется работа над несколькими проектами в жанре киберпанка. Самой ожидаемой можно считать игру Cyberpunk 2077 от студии CD Projekt RED.
 

Вложения

  • 16af4d4e.jpeg
    16af4d4e.jpeg
    15.9 KB · Просмотры: 1,108
Сверху