Сетецентрическая война

XAKER

Well-known member
Главный фетиш современных военных, концепция максимально автоматизированной и высокотехнологичной войны будущего


Посмотреть вложение 106


Идеи сетецентрической войны впервые были сформулированы маршалом Советского Союза Николаем Огарковым, который с 1977 по 1984 гг. руководил Генштабом ВС СССР. Этот блестящий военный специалист утверждал, что для дальнейшего развития армии следует не только наращивать традиционные для тех времен вооружения (ядерное оружие, танковые армады), но и обращать внимание на высокоточное оружие, и что самое главное — системы информационного обеспечения.

Удивительно, но к 80-м годам СССР не только объявил кибернетику лженаукой, но еще и достиг немалых успехов именно в автоматизации боевых действий. Например, истребители-перехватчики МиГ-31, поступившие на вооружение в 1981 году, умели организовывать в пределах звена из четырех самолетов нечто вроде «локальной сети». Благодаря этому, пилоты самолетов получали в автоматическом режиме всю важную информацию от своих товарищей — например, они «видели» цели, засеченные самолетом, находящимся в сотне километров.

Венцом карьеры Огаркова стали учения «Запад-81», которые оказались не только одними из самых масштабных в истории ВС СССР, но и стали полигоном для испытаний АСУ — автоматизированной системы управления войсками, выводившей на новый уровень информационное обеспечение армии.

Эстафетную палочку от Огаркова перехватили американцы — с середины 90-х годов в военных кругах этой страны начали публиковаться работы о «сетевой войне», многие идеи из которых быстро нашли применение в практике.

Несмотря на значительный прогресс в данной области, полностью реализовать концепцию сетецентрической войны не смогла еще ни одна армия в мире. В идеале сетецентрическая война подразумевает объединение всех боевых единиц на поле боя — начиная с отдельных солдат (или хотя бы командиров небольших подразделений) и заканчивая штабами и разведывательными спутниками — в одну большую информационную сеть.

Это позволит значительно повысить информационную обеспеченность армии — например, действующие по соседству подразделения будут «знать» о ситуации друг друга, выявленных целях, и смогут при необходимости приходить на помощь. Значительно улучшится огневая поддержка — получив запрос от подразделения, система автоматически подберет идеального «исполнителя» (звено бомбардировщиков, артиллерийскую батарею и т. п.), который сможет нанести удар максимально быстро и с достаточной мощностью. Если же поступит несколько запросов — то они будут отсортированы по важности.

При этом система сможет фильтровать потоки информации — боец спецназа и начальник штаба получат те сведения, которые необходимы именно им, а не все данные сразу. Значительно упростится даже тыловое обеспечение — в сети всегда будут данные о том, какое количество техники, боеприпасов и запчастей есть на передовой, сколько нужно (и можно) заказать из тыла и т. п.

Впрочем, в концепции сетецентрической войны все-таки есть одна большая «дыра». Эта технология не только выведет управление войсками на новый уровень, но и добавит еще одно измерение в войне — цифровое. Уже сейчас перехват данных с БПЛА армии США удается даже террористам из «Талибана». Если же на поле боя столкнутся две более серьезные силы — то обе попытаются проникнуть в системы управления противником, получив ценную информацию или нарушив их функционирование. Апогей такой ситуации представлен в игре Call of Duty: Black Ops 2 — в ней террористическая организация просто захватывает контроль над системой боевых дронов, практически повергая США в хаос.
 

Вложения

  • 0049b3c0.jpeg
    0049b3c0.jpeg
    14.9 KB · Просмотры: 1,166
Сверху