Мы рассказали, как живется украинским разработчикам

XAKER

Well-known member
1893e778.jpeg


Авторы S.T.A.L.K.E.R., Survarium, «В тылу врага» и других украинских игр рассказали нам, что поменялось в их жизни за последний год.

История Best Way — лишь одна из многих историй компаний, которые были расположены в Донецкой или Луганской областях. Все они до боли похожи — поняв, что работать в зоне военных действий не только сложно, но и опасно для жизни, разработчики снимались и переезжали в более благополучные места, оставляя многое, что было им дорого. «Наш офис находился в Донецке, который, к сожалению, уже немного разрушен на сегодняшний день. Компания значительно изменилась за последние месяцы» — рассказывает в короткой переписке Александр Чигорин из Boolat Games.


Такая ситуация будет продолжаться как минимум до того, пока в Луганской и Донецкой области не установится крепкий мир, а скорее всего, даже дольше: инфраструктура областей серьезно разрушена, а бизнесмены, пытающиеся продолжать работать, сталкиваются с тем, что трудно сделать даже самые привычные вещи — например, оформить банковский перевод.
Пока же вырвавшиеся из зоны АТО компании постепенно обживаются на новых местах — Юлия Романова похвасталась, что Best Way теперь занимается издательской деятельностью в Steam, а также продолжает работать над Project 5, постапокалиптической игрой, которая является «наследницей» отмененного «Нового союза».
1e691046.jpeg


21 февраля 2014 года в Киеве было подписано соглашение между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, которые договорились прекратить длившиеся три месяца уличные беспорядки, провести политические реформы и досрочные президентские выборы. Соглашение утратило фактическую силу менее чем через сутки, когда Виктор Янукович, опасаясь за свою жизнь, бежал из Киева, а власть перешла в руки лидеров протеста.

На этом, пожалуй, стоит прекратить экскурс в новейшую историю Украины — желающие могут продолжить, например, в Википедии. Эта статья — не очередная попытка выяснить, кто прав и виноват, и не повод для политического скандала в комментариях. Все куда проще: многие любимые игры российских игроков были разработаны (и продолжают разрабатываться) украинскими компаниями.S.T.A.L.K.E.R., «Метро 2033», «Казаки», «В тылу врага» — это лишь несколько примеров отличных игр, созданных на Украине.

Но война — не лучшая обстановка для разработки видеоигр. Чтобы понять, как чувствует себя украинская игровая индустрия, мы связались с несколькими разработчиками из разных регионов Украины и попросили рассказать о том, как им приходится сейчас.

Кто на Мальту, кто домой
9e48ed9d.jpeg

Сотрудники 4A Games после перелета на Мальту

Прошедший год стал не самым легким для Украины. Экономика сократилась почти на десять процентов и продолжает падать, курс валюты вырос с 8 до 27 гривен за доллар, увеличились налоги. В Донецкой и Луганской областях идет военная операция, для обеспечения которой проведено уже четыре волны мобилизации. Промышленность страны лихорадит — например, убытки производителя ракет «Южмаш» в 2014 году выросли в четыре раза.

Кризис не мог обойти стороной и украинскую IT-индустрию. Еще прошлой весной некоторые украинские разработчики игр в приватных беседах жаловались, что работать стало заметно труднее — в компаниях сократилось число новых вакансий, а многие талантливые специалисты переехали на Запад или в Россию, где и обстановка стабильнее, и доходы выше.

В мае появилась информация, что студия 4A Games, известная по Metro 2033 иMetro: Last Light, открывает новый офис на Мальте, куда переберутся ключевые сотрудники. Изначально это событие подавалось как новый большой шаг в развитии компании, но чуть позже руководитель студии Андрей Прохоров признал, что это была вынужденная мера — искать инвесторов, когда твоя страна фактически находится в состоянии войны, крайне сложно. По словам Андрея, многие в 4A Games отчасти чувствовали себя предателями, покидая родину в столь трудный момент.

Случай с 4A Games оказался скорее исключением, чем правилом — несмотря на все трудности, за прошедший год не закрылась ни одна крупная украинская компания, а разработчики, с которыми мы связались, достаточно оптимистично оценивают будущее.

8737f827.jpeg


Скриншот из игры Survarium


«Игровая индустрия, слава богу, всегда была достаточно космополитична, чтобы не зависеть от внутренней конъюнктуры рынка. Поэтому в экономическом смысле, для нас все было стабильно» — считает Олег Яворский, PR-менеджер Vostok Games, разработчика игры Survarium. Алексей Савченко, соучредитель Black Wing Foundation (In Fear I Trust, Kog Karts) добавляет — «…учитывая историю с общим упадком экономики, всем стало жить только сложнее. С другой стороны, любой кризис мобилизует клетки мозга, заставляет считать расходы и концентрироваться на задачах».

Ни в одной из опрошенных компаний не смогли сказать, что вести бизнес на Украине за прошедший год стало лучше. «В текущем состоянии, пока у нас в стране идет война, жить вряд ли становится лучше и веселей. В плане затрат на ведение бизнеса, здесь существенно ничего не поменялось, т.к. в нашей индустрии эти затраты традиционно привязаны к валюте. В каких-то аспектах валютные колебания дали свой плюс — например, немного дешевле стали печеньки в офис, аренда серверов в российском дата-центре приятно подешевела. Но это мелочи» — продолжает Олег Яворский.

Тем не менее, ощущения, что украинские игровые компании сейчас балансируют на грани выживания, не создается — они активно развивают уже запущенные проекты и анонсируют новые. Самым показательным здесь является пример с GSC Game World, одной из самых известных украинских компаний, разработавшей S.T.A.L.K.E.R. и «Казаков».

В декабре стало известно, что студия, переставшая подавать признаки жизни около трех лет назад, возвращается на рынок и уже работает над масштабным неанонсированным проектом. «Возрождение студии произошло полтора года назад, когда были начаты работы над новым проектом. Просто анонс нашего возвращения состоялся не так давно. Наверное, самое сложное у нас еще впереди. Поклонники игр, созданных в GSC, возлагают на будущие проекты большие надежды и самым сложным будет все эти надежды оправдать» — рассказывает Валентин Елтышев, директор по маркетингу и PR GSC Game World.

ae9ee9c9.jpeg


В GSC пока не раскрывают подробности своей новой игры, но обещают, что она придется по душе хардкорным игрокам


Свои успехи есть и у других компаний. Vostok Games успешно продвигают Survarium в России, СНГ и Европе — игру уже попробовали более миллиона человек. В Black Wing Foundation работают над секретным проектом по «очень крутой лицензии», а сам Алексей Савченко с недавних пор сотрудничает с Epic Games, занимаясь продвижением Unreal Engine 4 в России, Украине и странах СНГ:«Многие ребята из продюсерского состава настолько выросли, что им стало можно делегировать многие исполнительные полномочия. На личном уровне, в виду последнего, у меня появилась возможность отойти от исполнительных полномочий и заняться евангелизмом Unreal Engine 4 на территории Восточной Европы и стран СНГ».

С георгиевской лентой наперевес
ade9a1d4.jpeg

Сергей Григорович во время прогулки по центру Киева


Тяжелые времена — это всегда больший риск конфликтов, как в коллективе, так и за его пределами. За доказательствами далеко идти не надо: загляните на любой форум, где обсуждается украинский вопрос — и вы увидите бесконечные споры, которые мгновенно переходят в откровенную ругань.

Год назад конфликт случился в Vostok Games — Денис Ананьев, комьюнити-менеджер компании, написал на сайте DTF.ru, что ему угрожают увольнением из-за того, что он не хочет поддерживать Евромайдан. По словам Дениса, руководство компании даже пыталось запретить ему высказывать собственное мнение в социальных сетях. В ответ Олег Яворский обвинил сотрудника в том, что он критикует Евромайдан с аккаунтов, которые ассоциируются с Vostok Games. В итоге Денису все-таки пришлось покинуть компанию.

Сегодня обе стороны с неохотой вспоминают те события. «По мне, история эта неоправданно раздута и преувеличена. Ворошить желания нет, кто хочет выяснить подробности, может покопаться в блогах на DTF. С Денисом какое-то время назад общались, надеюсь, сейчас у него все хорошо. Я считаю философски, все что меняется — к лучшему» — написал нам Олег Яворский. Сам Денис Ананьев от комментариев отказался.
141bf8d8.jpeg


Скриншот из игры S.T.A.L.K.E.R.


О других политических конфликтах в украинских компаниях нам неизвестно. Все опрошенные утверждают, что сотрудники или придерживаются одинаковых взглядов или просто предпочитают не говорить о политике на работе. «Был, конечно, достаточно тяжелый эмоциональный период, который мы пережили в этом году. Но потом, как-то все пришли к мнению, что политика, религия и личная сексуальная жизнь — это не те темы, которые стоит публично обсуждать. После этого атмосфера в целом сразу стала спокойной» — рассказывает Алексей Савченко.

«Игры, которые делает компания GSC Game World, всегда были в стороне от политики, но это не означает, что у сотрудников компании нет своей политической позиции. К счастью, она никак не отражается на работе. Это позволяет максимально сконцентрироваться на новом проекте» — это уже ответ Валентина Елтышева.

Хорошие отношения у украинцев остаются и с российскими партнерами — и это очень приятная новость на фоне того, как обозлились друг на друга наши страны. Еще летом основатель GSC Game World и создатель S.T.A.L.K.E.R. Сергей Григорович отправился на Майдан с георгиевской ленточкой, чтобы показать, что жители Киева толерантно относятся к разным мнениям и принимают другие точки зрения. «Мой вывод такой: в Киеве, да и на Майдане, где много приезжих, царит нормальная толерантная атмосфера уважения и плюрализма любых мнений, даже таких, которые радикально не вписываются в рамки сегодняшнего Майдана. Что и требовалось доказать. Ради чего, собственно, и проводил этот эксперимент. У нас даже если ты — белая ворона, тебя не заклюют. Потому что все люди, и каждый имеет право на собственную позицию» — написал Сергей по итогам прогулки.

dd12bf21.jpeg

Скриншот из игры «Метро 2033»


Никто из представителей опрошенных компаний не высказался негативно о России — максимум, сетовали на то, что работать стало сложнее из-за ухудшившейся политической и экономической ситуации. «В последние несколько месяцев, правда, спад платежей с российского рынка стал ощутимым. Очевидно, что, также как и в Украине, это вызвано нестабильностью национальной валюты и экономическим сумраком, в который плавно погружается общество. В этой связи, нам пришлось форсировать процессы выхода на западные рынки, благо там все стабильно» — отмечает Олег Яворский, сразу же добавляя, что в Vostok Games даже и не думают забывать о России. По его словам, компания запустила серию книг по Survarium, а также планирует принять участие в очередном «Игромире».

Но совсем без конфликтов не обошлось. Прошлым летом студия West Games, якобы созданная «бывшими разработчиками S.T.A.L.K.E.R.», начала на Kickstarter кампанию по сбору средств на шутер Areal. Пресса и фанатские сайты достаточно быстро обратили внимание на то, что кампания может быть мошеннической — разработчики никогда не трудились над S.T.A.L.K.E.R., а лишь создали браузерный прототип по его вселенной, да и планы компании не соответствовали размерам студии и запрошенной сумме денег. В результате проект был заблокирован на Kickstarter, — в West Games это попытались объяснить тем, что компания стала жертвой информационной войны между Россией и Украиной. Впрочем, к West Games не очень хорошо относятся и украинские коллеги — буквально на днях в GSC Game World заявили, что будут пресекать все попытки заработать на эксплуатации имени S.T.A.L.K.E.R.

В зоне военных действий
a1b7e57d.jpeg

Скриншот из игры «В тылу врага»


«Оказаться рядом с войной очень страшно. Страшно проснуться в четыре утра под звуки артиллерийской канонады. Особенно страшно, когда у тебя дома дети, а ты всю свою сознательную жизнь прожил под мирным небом и не знаешь даже, где ближайшее бомбоубежище и в рабочем ли оно состоянии» — после сдержанных ответов из Киева, Днепропетровска и других «благополучных» городов Украины, письмо Юлии Романовой, PR-менеджера Best Way, выливается на голову потоком ледяной воды. Юлия пишет много, подробно и эмоционально, а в комментариях признается, что ответы обсуждали чуть ли не всей компанией, изрядно поспорив друг с другом.

Компания Best Way родом из Северодонецка. До Крымского, где сейчас пролегает «линия фронта», около 30 километров — столько же, сколько дальность стрельбы у гаубицы «Мста-Б» или реактивной установки «Ураган». С начала апреля и до конца июля Северодонецк находился под контролем ополченцев непризнанной Луганской Народной Республики, а сейчас в городе находятся подразделения вооруженных сил Украины.

Такой вот курьез судьбы — компания, известная по серии тактических игр «В тылу врага», в какой-то момент фактически оказалась на линии фронта. Юлия рассказывает, что обстановка в городе всегда была трудной. Население поделилось на две части — кто-то боялся «бандеровцев» (которых в городе так и не появилось) и поддерживал ополченцев, кто-то выступал за единую Украину. По ее словам, похожая обстановка в Северодонецке остается и по сей день.

В Best Way в итоге решили покинуть Северодонецк, перебравшись в более благополучную центральную часть Украины. «Большая часть команды вместе с семьями выехала с территории активных боевых действий до начала «армагеддона». Некоторые сотрудники продолжали работать даже во время минометного обстрела города и бомбежки территории соседнего Лисичанска» — рассказывает Юлия, а затем добавляет, что без «потерь» у студии не обошлось. Кое-кто уехал в Россию, где нашел новую работу, а с одним сотрудником связь и вовсе потеряна — вместе с семьей он также направился в Россию к родственникам, но не доехал до них. Сегодня он числится в списках пропавших без вести.
04a40d17.jpeg

Несмотря на закрытие проекта «Новый союз», в Best Way надеются возродить игру под новым названием


Когда из этой «зоны АТО» сможет вырваться Украина (да и пожалуй, все мы) — сказать практически невозможно. Мирные договоренности, достигнутые в ходе сложнейших переговоров в Минске, не продержались и считанных дней — уже после них случилась жесточайшая бойня в Дебальцево. И это уже не первые мирные переговоры, которые завершаются провалом. Один из наших собеседников сказал: «делать игры про войну лучше тогда, когда за окнами мир», и над этими словами стоит задуматься не только игровым разработчикам, но и тем, кто обладает возможностями этот мир вернуть.

С уважением Администрация Alkad.org и мира вам))
 
Сверху